Повышенное внимание к этическим аспектам создания и применения искусственного интеллекта во многом продиктовано интенсивностью социально-экономической трансформации под влиянием цифровых технологий. Приоритеты и направления развития технологий искусственного интеллекта зафиксированы в ряде стратегических документов Российской Федерации и Европейского союза. В статье выделяются некоторые общие черты риск-ориентированных подходов России и ЕС к разработке, внедрению и использованию искусственного интеллекта на примере двух документов, выпущенных в 2021 г.: Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта и проекта Регламента о гармонизации правил, применяемых к системам искусственного интеллекта. Автор анализирует эти документы по ряду критериев: человеко-центрированность и гуманистичность; степени риска; система взаимодействия акторов и место саморегулирования в ней; опора на экспертные знания; тенденция к эволюции «мягких» форм регулирования в более обязывающие. По результатам исследования выявляется ряд общих черт российского и европейского подходов к этике искусственного интеллекта, отраженных в данных документах (при этом формальные и содержательные различия не являются объектом анализа в данной статье). Делается вывод, что этическое регулирование выступает способом реагирования государственных и негосударственных акторов на глобальные технологические риски, связанные с искусственным интеллектом. Оно гармонично дополняет развитие нормативно-правового регулирования и позволяет снизить неопределенность для всех акторов искусственного интеллекта, определяя на высоком уровне обобщения рамки допустимых антропологических и иных гуманитарных последствий их действий.
Сорокова Екатерина Дмитриевна, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Аспирант.
Журнал «Дискурс-ПИ», 2022.