Религия Этика Искусственный интеллект
Назад

Православное богословие личности и проблематика искусственного интеллекта

02 октября 2024

Статья посвящена проблематике искусственного интеллекта (ИИ) в контексте богословия личности. В русле святоотеческого предания автор проводит сопоставительный анализ функций и возможностей человеческого ума как высшей части природы, принадлежащей личности, и ИИ, как явления технического прогресса. Автор считает, что человеческая личность, несводимая к своим телу и душе, но, одновременно, содержащая и превосходящая их, не может быть искусственно смоделирована с помощью сколь угодно тонких, но всегда природных схем. ИИ в богословском смысле безипостасен и неспособен к ипостасному объединению с другим интеллектом или с человеком. У ИИ отсутствует сознание и базовые личностные свойства — жертвенность, ответственность, свобода, он неспособен производить эмоциональную жизнь, сочувствие и молитву. Открывая человеку его высокое призвание к обожению, богословие личности призывает не обманываться иллюзиями современных технических достижений и трезво пользоваться ими, однако, при этом, осознавая опасности внедрения в жизнь сложных машин. Среди таковых: ослабление волевой составляющей, увеличение стремления к комфорту и власти, ранняя деменция, потеря подлинных личностных свойств и высших смыслов бытия, развитие тоталитаризма и кастовости. Автор аргументирует, что человечество может и обязано, опираясь на христианскую антропологию, определить векторы адекватного использования высоких достижений прогресса, включая ИИ, на пользу, а не во вред человечеству.

Зинковский Мефодий, епископ, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Доктор богословия, кандидат технических наук.

Журнал «Христианское чтение», 2020.