Религия Этика Искусственный интеллект
Назад

Искусственный интеллект: этика, технологии и будущее общества

08 ноября 2022

Аннотация июньского номера журнала «Юрист предприятия» (06/2022)

Июньский номер журнала «Юрист предприятия» с приложением «Юрист прихода» рассказывает о том, как технологический прогресс порождает негативные последствия для всего человечества, каков в этих условиях может быть этический регламент использования искусственного интеллекта. Особое внимание в номере уделяется рефлексии Православной и Католической Церквей по данному вопросу.

Круг вопросов, возникающих в связи с искусственным интеллектом, охватывает области целого ряда наук, включая богословие и философию, а подход к этим вопросам в значительной мере определяется нашими мировоззренческими установками. Об этом рассуждает автор статьи – доктор богословия иеромонах Мефодий (Зинковский). Многие позитивно оценивают этот технологический прорыв, но в то же время высказывают опасения возможных негативных последствий. Выводится научное определение интеллекта (лат. «intellectus» – «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») упоминаются такие качества как способность принятия решений, волевая составляющая, рефлексия, то есть анализ набранной информации, способность адаптировать свое поведение к изменяющейся ситуации, а также целевые установки (Интеллект, 2020). Говорится о разнице искусственного интеллекта и искусственного разума: искусственный интеллект призван проделывать простую и грязную работу за человека, например, собирать и фильтровать искусственный и органический мусор, и это прекрасно. Специалисты говорят, что он не может думать сам, это не собственно разум, а некая машина, наделенная программой и выполняющая определенные функции, согласно этой программе.

Обращаясь к понятию интеллекта в Священном Писании, рассматриваются два термина: «νοῦς» (греч. «ум») и «διάνοια» (греч. «критическое мышление» или «способность к размышлению»). Если проанализировать употребление даже только этих двух терминов, то из Священного Писания вытекает, что человеческий ум имеет ряд свойств, возводимых к богословию личности: ум как высшая часть человеческого естества определяет все его состояние, в уме происходит личностное самоопределение человека, ум человека призван к единению с Богом. Православная антропология признает в человеке тело и душу, ум (греч. «νοῦς»), или дух человеческий (греч. «πνεῦμα»), является высшей частью души, так же как мозг – самая сложная и совершенная по устроению часть человеческого тела. Эту мысль подтверждают слова апостола Павла «слово Божие… острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр 4:12).

Рассуждая в контексте богословия личности, автор приходит к мысли, что человек создан по образу Бога, и поэтому он – одновременно природа и личность. Подобно тому, как Троица – это Три Лица и Одна Природа, человечество – множество личностей и единая природа. Ипостаси Святой Троицы не сводятся к Своей Сущности, хотя и не отрываются от Нее, и в этом один из парадоксов православной догматики. Также и человеческая личность не сводится к своей природе, а «содержа в себе свою природу, природу превосходит», «этим превосходством дает существование ей», но и не существует вне природы (Лосский, 2000, 299–300). И какие бы сложные системы не были созданы, они всегда останутся попыткой на природном уровне смоделировать только человеческий ум, но никак не личность.

Об этическом регламенте размышляет заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его мнению, главная проблема искусственного интеллекта сейчас – это непрозрачность алгоритмов: «то есть мы не знаем, как работают те алгоритмы, которые составляют нам предложения по френдленте, или по каким алгоритмам нам одобряют или не одобряют получение кредитов в банках. Какие-то общие представления у нас, может быть, и есть, но все это закрыто от глаз простого пользователя. И в этом есть определенная несправедливость. Поэтому мы выступаем за то, чтобы здесь существовала большая прозрачность и большая степень контроля со стороны общества. А этические последствия обсуждались до того, как они наступают». 

Руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист в своей статье описывает этические вопросы применения высоких технологий. По его мнению, они носят прикладной характер, а потому исследование этики цифровых технологий исключает какие-либо футурологические построения; следовательно, далее речь пойдет исключительно о так называемом слабом, или прикладном, искусственном интеллекте, под которым понимаются «прикладные системы на базе искусственного интеллекта, направленные на решение какой-либо конкретной задачи; фактически это все решения, которые окружают нас сейчас. В своём тексте автор рассуждает о том, что системы искусственного интеллекта могут быть прекрасным подспорьем в решении очень многих задач, но их выводы относительно человека – лишь еще один из множества факторов, которые используются, когда есть необходимость принять решение, касающееся другого индивидуума; само же принятие решения должно оставаться за человеком. При этом каждый из тех, кто вовлечен в процесс принятия такого рода решений, должен руководствоваться словами Христа Спасителя и всеми силами стараться видеть ближнего таким, каким его создал и видит Бог, то есть богоподобным. Так смотреть на человека может только другой человек при содействии Духа Святого, никакой машине, даже самой совершенной, это не подвластно.

Официальные лица Ватикана представили принципы этического использования искусственного интеллекта, разработанные при поддержке Microsoft и International Business Machines (IBM). Документ транслирует следующие принципы: прозрачность, инклюзивность, ответственность, беспристрастность, надёжность, безопасность и конфиденциальность. Подчеркивается, что вышеперечисленные принципы не что иное, как фундаментальные элементы «полезных инноваций».

В завершении специального выпуска, приведены фрагменты из выступления председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете Москвы, настоятеля храма Сергия Радонежского в Солнцево, ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» священника Александра Волкова на круглом столе «Искусственный интеллект и христианская этика» в Петропавловске-Камчатском: «Мы продолжим настаивать, что невозможно обустраивать земную жизнь без Бога… Любое человеческое развитие должно включать в себя религиозное измерение, а не оставлять веру в качестве личного дела человека. Ученый не может оставлять свою веру на вешалке перед входом в лабораторию… Человек, по мнению Церкви, целостен всегда, и в том числе в своих исследованиях, своем труде. В этом смысле Церковь против того, чтобы видеть науку в качестве некоторого пространства, совершенно свободного от нравственных принципов. Церкви небезразлично будущее человечества.

Источник