Статья посвящена рассмотрению проблематики искусственного интеллекта (ИИ) и возможности создания искусственного сознания в контексте православного богословия личности. Человек, будучи образом Святой Троицы, несопоставим с ИИ, а человеческая личность, как несводимая к своим телу и душе, но парадоксально превосходящая их, не может быть искусственно создана с помощью сколь угодно тонких, но всегда природных схем, остающихся попыткой смоделировать функционирование человеческого ума. Автор отмечает, что ИИ не может иметь сознания и таких личностных свойств, как ипостасное произволение, нравственный выбор и синергическое общение. ИИ недоступно богообщение и обожение, а также такие ипостасные дефиниции, как единение в молитве ума с сердцем, нравственная чистота мысли, радость и мир сердца, а особенно дар любви и приобщение Божественному знанию. Богословие личности напоминает о нашем высоком назначении в Божественном замысле, чтобы, опираясь на высокие истины христианства, мы не порабощались современными научно-техническими достижениями, но использовали их на пользу человечеству.
Источник: https://mag.opvspb.ru/publications/voprosy-i-problemy-biomeditsinskoi—etiki/303/
Зинковский Мефодий, епископ, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Доктор богословия, кандидат технических наук.
Журнал «Церковь и медицина», 2021.